26 сентября 2014



Абсолютный победитель конкурса «Учитель года-2012» Александр Демахин – неформатный человек не только в школе. Его без колебаний можно назвать возмутителем пространства: там, где Демахин, стандарты и шаблоны терпят неизменное разгромное поражение. Сам Сан Саныч, как его называют гимназисты, революционером себя не считает и весьма критично относится к тому, чем занимается.

1.
Проходите, – Александр радушно приглашает нас к себе – в ту самую квартиру, которую районная администрация подарила педагогу за блестящую победу во всероссийском конкурсе. Недодарила, конечно, немножко, то есть пока однушка на Северном числится как служебное жильё, но он надеется, что это временный досадный статус. – Всё, что вы видите здесь – это работа моих друзей, Романа и Сергея. Первый раз я увидел квартиру в марте в том виде, в каком она сдавалась госприёмке, а через месяц я увидел её во второй раз – уже такой, какая она есть сейчас. Прямо как в «Квартирном вопросе», – на столе появляются мексиканские лепёшки.

2.
Я вообще-то готовить не умею. Не знаю, можно ли вообще публиковать этот русско-мексиканско-еврейский антирецепт… – на половину лепёшки намазываем хумус. – Но я же всё-таки веду мировую художественную культуру (смеётся). Кстати, о культуре. На телеканале «Россия» готовится интересный образовательный проект: реальные учителя будут вести телеуроки. Будет и математика, и химия, и литература… Героев программ искали через конкурс «Учитель года». Пилотную передачу по МХК, где я читал лекцию по русскому авангарду, снимали целый август. Слушателями, кстати, были наши гимназисты…


3.
В «Учителе года» я больше участвовать не буду, – на хумус укладываются два кружка ветчины. – Мне никто не запрещает, но это неэтично и бессмысленно. Но это не значит, что я к нему не имею никакого отношения. В этом году всем участникам предложено написать эссе на тему «Я – учитель», и организаторы конкурса предложили мне разработать положение об этом этапе конкурса, провести для участников мастер-класс и стать членом жюри по оценке эссе. Я всё сделал, уже проверил все восемьдесят работ наших педагогов.

4.
В этом году в рамках культурной программы всероссийского конкурса «Учитель года» нашими десятиклассниками будет показан спектакль «Прелюдия». Я считаю, это очень почётно: из всех подмосковных школьных театров пригласили именно наш. А одиннадцатого октября мы будем показывать этот же спектакль для театральных педагогов Москвы. Впервые в истории гимназии имени Ольбинского ученики выезжают на гастроли, – поверх ветчины появляются тонкие ломтики солёного огурца. – Школьный театр для меня вообще магия: на твоих глазах подростки находят ответы на свои вопросы, играя на грани фола. Дети личностно меняются. Это чудо, конечно.

5.
Если говорить честно, то с каждым годом мне более продуктивными кажутся не лекционные вещи, а какие-то другие методы. Что такое урок? Для чего мы вместе собираемся? Чтобы получить или передать информацию? Но ведь её можно получить или передать через Интернет. Чтобы я оценку поставил? Это бессмысленная операция. Думаю, всё для того, чтобы мы вместе пережили сосуществование в нашем общем облаке. Если ребёнок прочувствует это, он сможет генерировать такое облако вокруг себя уже и во взрослой жизни. Но какой способ существования мы сообщаем ребёнку, когда он сидит за партой и решает сорок пятый пример? – складываем лепёшку пополам, затем ещё раз пополам.


6.
Я не знаю, как надо учить, – ставим наше холостяцкое блюдо в микроволновку на пару минут. – Но я не согласен с моими некоторыми коллегами, которые говорят: «Есть простые рабочие уроки, а есть событийные». Я считаю, каждый урок должен быть событием. В театре вообще действует закон: если в эпизоде нет события, зачем он нужен? Событие – это то, что нас меняет здесь и сейчас. Вы только представьте: если в расписании 6 уроков, значит, ребёнок в день пережил как минимум 6 событий. С ума сойти! Позавидовать можно человеку, который так полно живёт. В школе должно быть содержательное сосуществование, и оно должно случаться в каждый урок. Я так думаю…



Для того, чтобы события в жизни учеников случались как можно чаще, Сан Саныч делает очень много. Например, на ноябрьских каникулах в гимназии имени И.Ольбинского будет работать киношкола, к приезду которой педагог имеет непосредственное отношение. Придумать, снять и смонтировать свой фильм под руководством профессионалов – ещё одна прекрасная возможность для школьников понять себя и научиться контактировать с миром. Ну, и как же без театра? «В этом году мы для гимназистов открыли театральную студию. Хотим с ребятами ставить вещи, не привязываясь к датам. Пока поработаем над этюдами, а дальше видно будет…» Зная подход Демахина к делу, видно будет далеко за пределами гимназии, это точно.

Ольга Канатникова

Leave a Reply

Subscribe to Posts | Subscribe to Comments

- Copyright © Окей, Посад - Skyblue - Powered by Blogger - Designed by Johanes Djogan -

- Google-