- Back to Home »
- Культура »
- Розвальни для «Стрелецкой гульбы»
20 января 2015
Обычно под словом «сани» подразумевается средство для передвижения исключительно людей, а рабочий транспорт, пригодный для перевоза грузов, чаще называли розвальнями или дровнями.
«Дровни», как не сложно догадаться, – потому что именно дрова возились особенно часто. Как сейчас невозможно себе представить мир без автомобилей, так и раньше, без санного транспорта – никуда.
Наравне с телегой, розвальни были основным и единственным способом перевозки грузов и людей. В XVII столетии грузовые сани уже производились массово, а в более поздние XVIII-XIX века появляются целые обозные заводы, производящие для нужд государства сани и телеги.
Как ни странно, иногда санями пользовались и летом. Причина проста: по неровной поверхности едут они значительно мягче колёсной телеги, что иногда бывает очень важно, например, при перевозке хрупких вещей, больных или раненых, а по некоторым поверхностям, например, по заболоченной земле, сани и розвальни и вовсе едут гораздо лучше.
Начиная с заготовки материала в лесу, до крепления оглобель, дровни можно сделать одним топором. Главная и самая сложная в изготовлении часть любых саней – полозья. Делали их из различного дерева, «по месту», чаще всего из берёзы и дуба. Передняя часть заготовки была тоньше для упрощения сгибания, заднюю же оставляли массивной, чтобы там располагался центр тяжести. Очень важно было сделать заготовку, не нарушая волокон древесины по её длине. В противном случае она скорее сломается, чем согнётся.
Для того, чтобы придать толстой древесине нужную форму, её нужно вымочить и сильно разогреть, а затем постепенно, помогая себе клиньями, изгибать её в специальном упоре. На фото начала века запечатлён именно этот момент.
В уже готовым полозе выбирались несквозные отверстия под копылья – вертикальные стойки, на которые устанавливалась рама для размещения груза и людей. Копылья являются главным индикатором годности саней – если полоз стирается настолько, что они начинают проваливаться насквозь, то сани ремонту уже не поддаются. По этому поводу сохранились некоторые поговорки, например: «Ехал, что плыл, да и попал на копыл».
Одной из основных деталей в конструкции являются стяжки, не позволяющие разгибаться полозьям обратно. Они могли быть как жёсткие деревянные, так и мягкие – из верёвки или кожи. Ну, и конечно же, любые сани бесполезны без оглобель, которыми они соединяются с лошадью.
Слово «розвальни», вероятно, появилось из-за характерного вида грузовых саней. Для увеличения объёма кузова его боковые жерди сильно расходятся в стороны к задней части. Таким образом можно было загрузить очень много объёмного и не тяжёлого груза, например, сена или хвороста, и сохранить центр тяжести сзади, облегчив работу лошади.
На «Стрелецкой гульбе» не будет расписанных под хохлому санок, впряжённых в белую лошадку с колокольчиками. У нас будет реконструкция розвальней такими, как они были на протяжении многих веков. И, конечно же, на них можно и нужно будет кататься весь день!
Павел Сапожников