02 сентября 2015


29 августа 2015 года в отделе «Русские художники XX века в Абрамцеве» Музея-заповедника «Абрамцево» состоялось открытие выставки живописи и керамики Евгении Малеиной «Солнцевеющая».



Евгения Алексеевна Малеина (1903–1984) училась во ВХУТЕМАСе–ВХУТЕИНе в Москве с 1924 до 1930 года у Р. Фалька, А. Древина, Д. Штеренберга, К. Истомина. Жила в Москве, часто приезжала в родные места — Узбекистан и Киргизию. Жена художника С. А. Чуйкова. Работала в станковой живописи и в декоративной керамике. Член и экспонент общества «РОСТ» 1929 года, член МОССХ с 1932-го. Заслуженный художник РСФСР. Основная часть творческого наследия — в Кыргызском национальном музее изобразительных искусств имени Г. Айтиева в Бишкеке.

Выставка работ Малеиной «Солнцевеющая» названа так, конечно же, не случайно. В далёком 1924 году Семён Чуйков — будущий советский живописец, будущий народный художник СССР и будущий академик — решал жизненно важный вопрос: кем быть — художником или писателем. Он сочинил повесть «Вершинная быль» о судьбе киргизского красного командира. А в эпиграфе-посвящении были такие слова: «…рвётся нежность моя к тем, кто близок солнцевеющей девушке Жене». Он точно знал, какая она, потому что любил. И такой Евгения Малеина осталась с нами в своих картинах.

Все, знавшие Евгению Малеину, отмечают, что она была талантлива в восприятии мира, в отношении к жизни и людям, талантлива в доброте и привязанности, в оценке событий и времени. Страницы истории искусств не изобилуют именами женщин. Об этом следует задуматься.

Художник Евгения Алексеевна Малеина — прирождённый живописец, и всё её искусство — густой, полный цветом мир. Этот цвет, оставаясь красивым и гармоничным, выражает сложное и очень личное отношение художника к жизни, показывает мир, в котором живёт художник и который он раскрывает зрителю. Все работы, представленные на выставке и созданные в разное время (конец 1930-х — начало 1980-х), написаны о людях и вещах, художнику и нам знакомых, — и всё сделано живописью.



В области керамики Малеина начала работать спонтанно, совершенно самостоятельно, делала всё только для собственного удовольствия, движимая неодолимой внутренней потребностью. По семейному преданию, её керамические блюда родились на кухне как вещи вполне утилитарные. Она лепила свои блюда, сосуды, чаши вручную. Художником она была всегда, мастерство пришло со временем, а прелесть непосредственности, смелость, абсолютная раскованность в выражении чувств сделали своё дело. Керамика Малеиной — исключительно художественное явление.

Евгения Алексеевна Малеина удостоилась только одной прижизненной персональной выставки (1972 год, Москва). Выставка памяти состоялась в 2013 году в Бишкеке. Абрамцевская выставка проходит и как дань памяти художнику, творчески связанному с посёлком (Малеина поселилась здесь в 1969 году), и как знак признания незаурядного таланта. 

Абрамцевский музей приглашает своего зрителя в мир чистый, звучный, неподдельный ― в мир творчества «солнцевеющей девушки Жени».

Leave a Reply

Subscribe to Posts | Subscribe to Comments

- Copyright © Окей, Посад - Skyblue - Powered by Blogger - Designed by Johanes Djogan -

- Google-