03 сентября 2015


По мнению обозревателя «Независимой газеты» Владислава Мальцева, самый знаменитый монастырь России капитализирует историческое и духовное наследие.
 

Монастырь, основанный в XIV веке Сергием Радонежским, – одно из наиболее популярных мест туризма и паломничества православных верующих в России. К 700-летию со дня рождения святого, отмечавшегося в 2014 году, в развитие города были вложены немалые средства. Центр Сергиева Посада заметно преобразился и неплохо подходит для воскресного отдыха. Благо всего час с небольшим из Москвы на электричке!

Всё в городе напоминает о том, что он построен вокруг известного монастыря. На решётках кованых ограждений вокруг дорог всюду красуется орнамент в виде выполненного из жёлтого металла купола православного храма, на склонах холмов крупными буквами выложены надписи «700-летие преподобного Сергия», на глухих торцах домов – огромные граффити почти в иконописном стиле, изображающие основателя монастыря, благословляющего князя Дмитрия Донского на битву с ордой Мамая. Информационные щиты сообщают туристам, приезжающим на поездах, автобусах и личном автотранспорте, какие православные храмы в городе им стоит посетить. Для гостей города предназначены многочисленные гостиницы с названиями в церковном духе («Вознесенская», «Монастырская»), выстроенные на всём протяжении пути от вокзала к Лавре. Некоторые из гостевых домов оборудованы купелями во дворе, очевидно, для паломничества в крещенские дни, а возможно, и для личного крещения, принятого под настроение после посещения обители.

Интересная деталь – на площади у монастыря вполне мирно соседствуют огромный памятник Сергию Радонежскому и находящийся в сотне шагов от него бюст Владимира Ленина. Последний, судя по всему, не вызывает никаких протестов и отторжения ни у братии монастыря, ни у тысяч проходящих здесь каждый день паломников. Хотя при желании верующие могли бы добиться от администрации города переноса монумента вождю мирового пролетариата, который, как известно, был не слишком дружелюбно настроен по отношению к «черносотенному духовенству». Это тем более удивительно, что в столице православные активисты много лет заняты отчаянной борьбой за переименование станции метро «Войковская», а также устраивают митинги и перформансы у Мавзолея Ленина.

У главных ворот в монастырь расположено несколько тентов с большими надписями «Сергиев канон». Сложно сразу понять, что это не точки продажи церковной литературы или утвари или пункты, скажем, мобильной катехизации (при нынешнем уровне креатива в православной миссии это возможно), а места реализации напитков и выпечки, изготовляемых в монастыре под данным брендом. Признаться, это немного удивляет. Если мы обратимся к словарю Даля, то узнаем, что канон – это «установление апостолов, вселенских и поместных Соборов, о вере и церковных обрядах», а не рецепт из поваренной книги, пусть даже монастырской кухни. Видимо, такое название должно стимулировать паломников к более активным покупкам. Впрочем, к точкам общепита очереди и так выстраиваются. Лимонады и морсы, имбирные пряники с нанесенными фотопечатью видами лавры и бездрожжевой монастырский хлеб, пирожки и квас пользуются спросом.

«Лавра сильно коммерциализировалась в последние годы», – подтверждает мой знакомый, живущий в Сергиевом Посаде. По его словам, предприимчивые насельники монастыря наладили выпуск даже блокнотов и ежедневников c цитатами православных деятелей на каждый день года, и символикой обители и успешно торгуют этой продукцией в книжных магазинах на территории монастыря.

В церковной гостинице у стен Лавры действует ресторан русской кухни с широким выбором блюд. Здесь предлагали всякую скоромную всячину – вплоть до огромных «царь-котлет» из говядины, хотя в то время в разгаре был Успенский пост. Несколько лет назад в городе пытались запустить сеть магазинов фермерской молочной продукции, также связанную с Троице-Сергиевой лаврой. Можно добавить, что в новеньком кирпичном здании на площади у стен монастыря красуется вывеска «Монастырские цветы» – ведь этот товар также востребован у горожан, справляющих свадьбы и именины в окрестных ресторанах.

Дух, достаточно далёкий от монашеской аскезы, царит и в стенах обители. Внутри храмов толпами бродят туристы, шумно общающиеся друг с другом на родных языках, и весело фотографируются на смартфоны, планшеты и крупнокалиберные «зеркалки» на фоне молящихся и поклоняющихся иконам паломников. Видел, как одна иностранная дама делала селфи у мощей святых. Наиболее заметны и многочисленные китайские туристы. Представители этой страны в прошлом году стали лидерами по въезду в Россию с целью знакомства с её достопримечательностями.



Но служители монастыря не осмеливаются делать замечания туристам, как бы шумно они себя ни вели. Большинство из служителей заняты проведением экскурсий для паломников (еще один пункт дохода Лавры). Вспоминаются ставшие притчей во языцех придирки к внешнему виду прихожан и особенно прихожанок в других, менее известных храмах. Но здесь отношение к внешнему виду более чем либеральное. В соборы лавры пускают представительниц слабого пола и в брюках, и с непокрытой головой, и с голыми плечами, не требуя прикрыть их хотя бы платочком.

Троице-Сергиева лавра не избежала судьбы всех достопримечательностей с мировой известностью. Соборы Парижа, храмовые комплексы Юго-Восточной Азии, монастырь Шаолинь в Китае, мечети Стамбула – все эти духовные центры разных народов захвачены духом коммерческого туризма. Обитель святого Сергия тоже не выстояла перед искушением.

Владислав Мальцев

Источник


Leave a Reply

Subscribe to Posts | Subscribe to Comments

- Copyright © Окей, Посад - Skyblue - Powered by Blogger - Designed by Johanes Djogan -

- Google-