- Back to Home »
- Деловые новости »
- Кто поедет в Канны?
12 октября 2016
Ответ на этот вопрос мы узнаем уже в октябре. Творческий конкурс и командировка в Канны для одного из художников Сергиева Посада поставят символическую точку в летних пленэрах этого года на даче Ларисы Леже, хозяйки арт-салона «Галерея Леже». Со столь эффектным призом вошла в проект «Краски лета» Торгово-промышленная палата Сергиево-Посадского района. Третьим соучредителем пленэров выступил Сергиево-Посадский Союз художников.
Самый первый пленэр Лариса Вячеславовна придумала и провела на своей даче в местечке Ивнягово прошлым летом. Там очень красиво. Участок засажен плодовыми деревьями и цветами, пруд окольцован ивами, за оградой простираются живописные холмы Клинско-Дмитровской гряды – настоящее раздолье для художников! Группа живописцев несколько дней работала среди этого великолепия, а осенью 2015 года их холсты увидели гости вернисажа «Ностальгия по лету» в «Галерее Леже». Выставка и необычная инициатива Ларисы Леже получили хороший резонанс в Сергиевом Посаде.
Нынешним летом в Ивнягове прошли уже три пленэра «Краски лета» – на Троицу, в канун летнего Сергия и в преддверии Преображения, то есть каждый летний месяц по пленэру! Одиннадцать художников – Ирина Винниченко, Анатолий Власов, Валерий Воробьёв, Александр Коломеец, Владимир Потёмкин, Ольга Рождественская, Валерий Сандырев, Валерий Свердлов, Михаил Тихановский, Анна Филиппова, Иван Харченко – творили на свободную тему, а на самом деле шли вслед за природой.
![]() |
Ольга Рождественская. |
Так, в одно прекрасное утро на участке расцвёл Чёрный Принц – редкий высокий тёмно-фиолетовый ирис. Его писали все. «Взглянув на холст Ольги Рождественской, я обомлела, – поделилась Лариса Леже. – Столько в её ирисе было благородства и изысканности, настолько он был потрясающе красив». До этого Рождественская два дня методично работала над другим сюжетом, а тут чудесная работа возникла словно в одно мгновение. В итоге у Рождественской получился неразрывный триптих, который она передала в дар «Галерее Леже», хотя согласно Положению о пленэре могла ограничиться одной работой.
![]() |
Ирина Винниченко. |
В отличие от Рождественской, склонной к абстракции, Ирина Винниченко работает в реалистичной манере и, вместе с тем, размашисто, широко. Она берёт большие холсты и поспешно, жадно переносит на них красоту окружающего мира, которую умеет видеть даже в мелочах. Её натюрморт с рыбами, написанный прошлым летом, был продан прямо с выставки «Ностальгия по лету». Напомним, икона и два пейзажа Ирины Винниченко оказались среди самых дорогих лотов крупного благотворительного проекта «Время надежды» в 2015 году.
![]() |
Михаил Тихановский. |
Раскрылся новой гранью Михаил Тихановский. Мало того, что он два лета пишет на пленэрах замечательные ландшафты и натюрморты. Год назад он удачливо ловил рыбу и вычистил ивовую аллею. А теперь собрал много грибов и открыл коллегам свои самые красивые места – вывез всех в соседнее Горошково, где такой ландшафт! Тихановский – один из тех художников, кто способен шагнуть из обыденности в волшебный мир творчества, чтобы всякий раз вернуться оттуда с новыми незаёмными образами.
![]() |
Анатолий Власов. |
Лариса Леже и её гости-художники словно бы задались целью провести пленэрные дни единственно правильным образом – ценя и отражая на холстах каждый момент нынешнего благословенного лета, полного жары и ливней. Ровно на Троицу написал свой «Троицын день» Анатолий Власов, а «Троицкий букет» – Анна Филиппова. «Духов день» Валерия Воробьёва – не только название, но и календарная дата рождения полотна.
Был и настоящий ведёрный самовар на углях. Его кипятком заваривали чай из лепестков роз и растущего за воротами Иван-чая. Нужно знать Ларису Вячеславовну – были круассаны-крутоны-блинчики по утрам, какие навряд ли едали известные французские барбизонцы, а после Яблочного Спаса – свежеиспечённые шарлотки. Столовались в беседке четырежды в день. Эти встречи, включая творческие ужины, позволили участникам вволю наговориться. Всякий раз складывалась неповторимая атмосфера, возникали свои темы и рассуждения не только об искусстве, но обо всём, чего уже и не упомнишь.
Однажды состоялся мастер-класс. Валерий Свердлов провёл его для подруг Ларисы Вячеславовны, которые впервые взяли в руки кисти. Писали вазу цветов, получилось у всех хорошо и отлично. Сколько было восторгов! Ведь в глазах обычных людей художники – это небожители, боги! А тут они сами коснулись холста кистью. Рассказывают, ощущения были как от прыжка в крещенскую прорубь.
«Зачем вам это нужно? – спрашивают Ларису Леже. – Ведь пленэры – это и расходы, и хлопоты, и на работе, что даёт средства к жизни, вас не бывает по нескольку дней».
Удивительно, но у Леже нет ответа на этот вопрос. Она ищет ответ в ходе беседы, вспоминая и анализируя летний опыт.
Прежде всего, ей интересно. Интересно собирать вокруг себя художников, которым интересно друг с другом. Леже сравнивает себя с песчинкой, вокруг которой вырастает кристалл в насыщенном соляном растворе. Она до сих пор поддерживает общение в круге, который сложился в годы комсомольской юности, и в круге комитета по культуре администрации, где Леже интересно и плодотворно работала в 90-е годы. Теперь искусство стало частью её профессии, и вокруг «Галереи Леже» естественным образом формируется круг художников, разных в творчестве, но близких духом и ценностям.
В этот круг никого не тянут насильно. Вам интересно? Приходите! Нет? Ах, извините.
«Когда я наблюдаю моменты творчества, когда прикасаюсь к живой энергии рождения искусства, я знаю, что ради этих мгновений стоит жить. Всё остальное – быт. Такие миги редки, подобно крупицам золота в породе. Но лишь в эти мгновения душа начинает трепетать и чувствовать, что она живая. Иначе мы – трупы, белки в колесе. Но это же неинтересно!» – откровенно говорит Лариса Леже, делая лишними дальнейшие расспросы.
Мы часто не ценим момент и пренебрегаем им, но только не Лариса Вячеславовна. Не случайно итоговая выставка пленэров-2016 задумана ею как своеобразный вернисаж-момент, вернисаж-презентация. Она открывается 15 сентября в 17:00 лишь на один вечер в Панорамном зале торгового центра «Счастливая семья». Мало кто бывал в этом помещении на пятом этаже, куда подъём на лифте. Между тем, оно просторное, и из окон открывается замечательный вид на Лавру. Великолепное место, чтобы увидеть всё лучшее, что «натворили» пленэристы этим летом на даче Ларисы Леже!
Однако самое интригующее произойдёт месяцем позже, в октябре. Участники пленэров «Краски лета» выставят свои работы в рамках Всероссийского форума «Савва Мамонтов – меценат, промышленник, художник», посвящённого 175-летию со дня рождения Саввы Великолепного, и будет конкурсной. Профессиональное жюри, которое сформирует Международная Академия культуры и искусства, выберет одного победителя. Он и будет премирован поездкой в Канны.
В конкурс приглашены участники пленэров этого года, а вот выставить они смогут любые свои новые вещи, не обязательно написанные на даче в Ивнягове. Организаторы прекрасно понимают разницу между импровизационными натурными этюдами и полотнами, над которыми, быть может, шла долгая кропотливая работа. Единственное условие – холсты должны быть написаны в нынешнем весенне-летнем сезоне, в студии же или на другом пленэре – не важно.
Участие наших мастеров пленэра в Мамонтовском форуме одни могут счесть удачей, другие увидят в этом закономерность и будут правы. Лариса Леже изначально поставила своей задачей популяризировать творчество сергиевопосадских художников. Она не упускает возможности показать их работы новой публике, в частности, бизнесменам, которые бывают в Торгово-промышленной палате.
Один из крупнейших промышленников своего времени, Савва Мамонтов вошёл в историю, прежде всего, как меценат, который собирал на своей даче в Абрамцеве лучших русских художников, давал им возможность свободно работать и вдохновлял. Легко заметить, что в XXI веке в Сергиевом Посаде Лариса Леже повторяет этот опыт, конечно, в локальном масштабе.
«У человека был интерес, он чувствовал потребность, и он это делал – поддерживал художников, – делится Леже. – Конечно, у него были прислуга, дома, его жена Елизавета Григорьевна Мамонтова, постоянно жившая в Абрамцеве, брала на себя заботу о быте великих пленэристов. Что нас сравнивать? Ничего общего, кроме интереса к творчеству и желания творчество поддержать. Но это главное – интерес и желание».
Игорь Борисов
Больше фото в альбоме «Пленэры «Краски лета» на даче Ларисы Леже»