23 мая 2017


Компания «Экоокна» начала испытывать на своих топ-менеджерах духовные практики, позаимствованные из буддизма и индуизма, чтобы добиться роста в период стагнации, – сообщает РБК. Возможно, помог рынок, но продажи удалось увеличить.


Нина Филоненко, фото РБК

​«Экоокна» — одна из крупнейших компаний на российском рынке светопрозрачных конструкций. Ее история началась в 2002 году, в небольшом гараже, где восемь человек собирали пластиковые окна. Двое из них — муж и жена Андрей и Нина Филоненко — прежде работали в крупной компании «Окна роста», которую покинули ради собственного дела. Им удалось построить масштабный бизнес.

Но с кризисом объём рынка упал почти в полтора раза — с 58 млн кв. м в 2012 году до 40 млн кв. м в 2015-м (по данным O.K.N.A. Marketing) и продолжал снижаться. «Экоокна» держались лучше многих: компания в прошлом году даже купила «Окна Роста», где когда-то начинали Филоненко. Однако продажи перестали расти, а руководство «Экоокон» хотело, чтобы выручка увеличивалась вопреки рынку. «Задача утопическая: рынок высококонкурентный и падающий, предпосылок для роста нет», — признает сама Нина Филоненко.

Владельцы компании пришли к выводу, что ни технологическое перевооружение, ни обучение сотрудников не дадут прироста доходов. В Сергиевом Посаде у «Экоокон» современное автоматизированное производство. Обучение тоже неплохо поставлено: есть очное, есть дистанционное, через специальную интернет-платформу.

Единственное, с чем можно и нужно было серьёзно работать, поясняет Нина, были базовые качества менеджеров — ответственность, доверие, честность, умение ставить задачи перед коллективом, в котором почти 1 тыс. сотрудников. «Мы стали большими, у нас появились амбициозные цели, — говорит она. — И стало очень сложно добиться, чтобы сотрудники их внутренне приняли».

2016 год компания завершила с выручкой около 2 млрд руб. Когда в ноябре 2016 года владельцы поставили перед коллективом новую цель — в следующем году повысить продажи на 50%, это встретило сопротивление топ-менеджеров. Они отшучивались или прямо говорили, что ничего не получится.

В круге первом

Главная проблема заключается в том, ​что каждый топ-менеджер стремился выполнять KPI своего направления, не думая о глобальных задачах, стоящих перед компанией, уверены собственники. Филоненко пытались менять ситуацию с помощью практических тренингов, направленных на рост мотивации персонала, затем проводили для директоров тренинги личностного роста. Результаты были едва заметны.

«Мы пришли к выводу, что когнитивный подход в обучении и развитии топ-менеджмента устарел», — говорит Нина. Сама она уже много лет занимается различными духовными практиками и верит, что помимо физического у каждого человека есть ещё семь тел, на которые можно воздействовать потоками энергии. В то же время супруги понимали, что мистику директорам предлагать бесполезно: они — материалисты и привыкли оперировать зримыми категориями: «Поэтому пришлось адаптировать практики: убрать всю эзотерику и перевести их на язык бизнеса».

В ноябре 2016 года супруги решили провести выездную стратегическую сессию в необычном формате. Как правило, такие сессии они вели сами, но на этот раз на роль ведущего Нина пригласила своего тренера по духовным практикам. Двадцать топ-менеджеров компании уселись в круг в подмосковном отеле, точно первобытное племя у костра. «В круге состояние находящихся в нём людей считывается всеми участниками тренинга, — говорит Нина. — Тренер ощущает все энергетические процессы, которые происходят вокруг него, и способен ощутить страх или нервозность участников».

В круге, уверяет Нина, все сразу чувствуют, насколько искренне говорит тот или иной человек. «Тренер спросил директора по продажам, может ли он увеличить выручку на 50%? Директор замялся, и тренер обратился к остальным с вопросом, на сколько процентов они доверяют своему товарищу. Ответы обескураживали: кто-то говорил на 10%, кто-то — на 20%, — вспоминает Нина Филоненко, — Мы все почувствовали, что директор испытывает страх перед работой в условиях неопределённости».

Директор по продажам в тот же день подал заявление об увольнении. Новый подход к тим-билдингу приняли не все сотрудники, однако Нина Филоненко решила, что эксперимент прошел успешно. В феврале 2017 года она решила провести поддерживающее занятие. Гвоздём программы стал застарелый конфликт финансового директора с директором по логистике. Последний требовал приобрести для нужд перевозки еще шесть машин. «В ответ финдиректор кричала, что денег нет, — рассказывает Нина. — Тогда тренер стал менять внутреннее состояние участников конфликта, снимать напряжение. Попросил их выполнить пятиминутку физических упражнений — наклон вперед, подняться, выгнуть шею назад…»

В итоге пришло решение: у компании был парк старых автомобилей, которые решили продать, а полученную сумму использовать для лизинга. «Со стороны это очевидное решение, но никому из участников оно не приходило в голову, пока они находились в ситуации конфликта», — объясняет Нина.

Духовный бизнес

Многие крупные зарубежные компании используют в своей работе практики, почерпнутые из восточных религий. Пропагандистом практик дзен-буддизма был Стив Джобс, поощрявший сотрудников Apple ежедневно медитировать по 30 минут во время рабочего дня и устраивавший в компании занятия йогой.

Бывший директор по личному развитию Google Чед-Менг Тан с 2007 года внедрял в компании программу «Поиск внутри себя», благодаря которой более 500 сотрудников научились «осознанному дыханию», повысили свой «эмоциональный интеллект» и научились правильно слушать коллег.

Медийный конгломерат AOL Time Warner, в 2000 году сокративший число менеджеров по продажам и маркетологов с 850 до 500, столкнулся с тем, что оставленные сотрудники, вынужденные делать работу уволенных коллег, испытывали сильный стресс. Чтобы помочь им, компания внедрила ежедневные занятия релаксационными практиками.

В России духовные практики на рабочем месте пока редкость, но среди их приверженцев есть и главы корпораций. Так, владелец ФК «Уралсиб» Николай Цветков регулярно собирал сотрудников на «расстановки» (групповые эзотерические упражнения) и занятия по «онтологическому менеджменту» — управлению, построенному на понимании законов бытия. Пока в ноябре 2015 года ЦБ не объявил о санации банка «Уралсиб».   
Положительное влияние практик, изначально являвшихся эзотерическими, подтверждается наукой. В частности, исследование, опубликованное в 2008 году психологами Вашингтонского университета в Сиэтле, показало, что сотрудники, прошедшие курс дзэн-медитации, более внимательны на работе и в целом позитивнее относятся к своим обязанностям.

Подробнее на РБК








Leave a Reply

Subscribe to Posts | Subscribe to Comments

- Copyright © Окей, Посад - Skyblue - Powered by Blogger - Designed by Johanes Djogan -

- Google-